Влияние вибродеформационного старения на усталостную выносливость деталей локомотивов
С точки зрения физической сущности — остаточные напряжения — это напряжения, обусловленные неустойчивым равновесием электромагнитных внутренних сил взаимодействия в материалах, в случае, когда какое-либо воздействие отсутствует. К электромагнитному взаимодействию сводится большинство сил, проявляющихся В макроскопических явлениях, в частности силы упругости. Подобно тому, как изменение магнитного поля выступает в роли источника ЭДС, остаточные напряжения служат потенциальными носителями пластической деформации кристаллического тела, а их изменение вызывает необратимое изменение его формы. Используя способы воздействия на силы упругости, можно изменять электромагнитные силы, а следовательно, и остаточные напряжения. Такие способы хорошо известны и широко используются в производстве. Они основаны на действии температурных и силовых полей и ставят своей целью обеспечение стабильного равновесия остаточных напряжений.
Методы воздействий на остаточные напряжения можно подразделить в зависимости от того, какой фактор является доминирующим на: метод термопластического воздействия и метод механопластического воздействия.
Особое место среди известных методов занимает (в силу физического механизма релаксации, перераспределения остаточных напряжений) ускоренное деформационное старение под воздействием резонансных колебаний.
Однако на практике применение этой технологии, несмотря на явные преимущества (энергосбережение, простота реализации, незначительное технологическое время выполнения) сдерживается, особенно для ответственных металлоконструкций.
Как известно в большинстве случаев сварка приводит к возникновению в сварных соединениях и в околошовной зоне растягивающих остаточных напряжений. А это в сочетании с наложенными временными напряжениями от вибрации не исключает вероятность проявления скрытых дефектов в концентраторах напряжений в виде разрушения конструкции.
В подвижном железнодорожном транспорте широко используются ответственные сварные изделия, работающие в условиях циклического нагружения. К ним относятся рамы тележек вагонов и локомотивов и их элементы -боковины.
Поэтому повышение усталостной выносливости на основе установления рациональных режимов и оптимизации технологии вибродеформационного старения для подобных металлоконструкций является задачей актуальной.
Анализ основных исследованиЙ и публикаций. Наличие структурных образований типа зёрен, микротрещин, дислокаций и т.Д. во всех материалах, которые встречаются на практике, приводит к тому, что их прочность оказывается на два-три порядка меньше теоретической. При этом, чем больше дефектность материала, отклонение его структуры от идеального порядка тем меньше прочность при прочих равных условиях
В литературных источниках отсутствует однозначное мнение относительно практического использования вибродеформационного старения для металлоконструкций, работающих в условиях циклических нагрузок. Часть авторов считают, что виброобработка приводит к снижению циклической долговечности на несколько процентов. Однако, в то же время, виброобработка снижает, как известно, пиковые напряжения, которые негативно влияют на циклическую выносливость, следовательно имеет место её повышение, которому способствует в том числе и стабилизация фазоструктурных составляющих.