Применение вибродеформационного старения для энергосбережения в машиностроении
Одни исследователи видят пути снижения износа за счет оптимизации профиля поверхности катания колеса, другие — в поиске рационального соотношения твердостей контактируемых поверхностей, третьи — в применении трибологических средств, четвертые — в повышении требований к ходовой части транспортного средства и качеству железнодорожного пути и т.п. Вместе с тем проблема нормирования износа пары колесо-рельс заключается в сложности учёта всех факторов.
Цель работы заключается в анализе конструкторско-технологических параметров в системе колесо-рельс и проведении исследований влияния качества обработки бандажей и их геометрии на интенсивность износа.
Анализ основных исследований и публикаций.
При прочих равных условиях проанализируем факторы, позволяющие, на наш взгляд, минимизировать интенсивность износа без существенных материальных затрат. К таким факторов относятся конструкторско-технологические параметры профиля бандажа, а именно: конструкция (форма) профиля, в частности, его способность быть адаптированным к головке рельса, и качество обработанной поверхности катания бандажа.
Как известно, важнейшим фактором в системе колесо-рельс является особенность сопряжения радиусных участков профильных поверхностей колеса и головки рельса, а также степень приближения формы бандажа к конической во взаимосвязи с подуклонкой рельса. Последнее сочетание играет значительную роль для автоматического удержания экипажа в центральном положении, а в кривых способствует прохождению с уменьшенным набеганием гребня на рабочую грань головки рельса. Поскольку при движении происходит износ колеса, профиль его становится вогнутым. С целью продолжительного обеспечения первоначальной геометрии контакта профили колеса и рельса должны соответствовать друг другу таким образом, чтобы не только обеспечивали постоянство направления экипажа, но и в минимальной степени изменяли свою первоначальную форму в результате износа.