Перспективы экономии энергоресурсов при изготовлении деталей локомотивов и вагонов
Каждый из указанных методов имеет свою область применения. Наиболее универсальной в применении является вибрационная низкочастотная резонансная обработка.
В заграничной и отечественной практике вибрационную обработку относят к методам искусственного (деформационного, форсированного) старения. Этот метод, особенно осуществляемый в резонансном режиме, может быть отнесен (по классификационным признакам, в силу механизма релаксации и перераспределения остаточных напряжений) к особой категории деформационного старения.
Отечественный и зарубежный опыт применения этой технологии насчитывает более чем пятидесятилетний период ее поступательного развития. В то же время на предприятиях железнодорожного транспорта Украины, в отличие от европейских, вибрационные методы старения не применяются. Основная причина — недостаточная информированность о процессах, происходящих в деталях под воздействием резонансных динамических колебаний, отсутствие надежного и достоверного контроля и предубежденность производственников о снижении запаса прочности деталей, подвергнутых вибростарению.
Исследованиями, проведенными авторами, показано, что виброобработка может быть надежным и эффективным средством повышения качества нежестких деталей. А при применении рациональных режимов виброобработки с использованием компьютерной диагностики обрабатываемых деталей существует возможность сделать этот процесс контролируемым и расширить потенциальные возможности процесса на такие области, какуправление точностью формы и размеров, повышение прочности конструкции.
Все деформационные методы (при рациональных воздействиях на деталь, а также естественный метод старения) снижают величину остаточных напряжений всего до 15%, но значительно увеличивают степень их стабильности, в т. ч. за счет перераспределения напряжений.